30 декабря 1974 года на левом берегу Каменского – тогда Днепродзержинска – сдали в эксплуатацию первый жилой дом на проспекте 50-летия СССР, который ныне носит имя Надднепрянского.
«Спальный район» и «зеленая зона» – фразы, которыми нередко описывают левый берег нашего города. Экологическая ситуация на нем гораздо лучше, чем на правом, практически каждый микрорайон имеет выход к лесопосадкам или полноценным сосновым лесам. Есть канал и Голубое озеро. Тем не менее, до 1970 года на месте современного Левого была лишь степь. И если бы не интуиция и глубокое понимание вопроса несколькими руководителями города в конце 60-х, то жилыми районами застроили бы не левобережье, а другие, не столь пригодные для строительства, пригородные территории. Левый в этом случае так и остался бы степью.
Послевоенный город
В 1943-м, после освобождения Днепродзержинска от немцев, город и Днепровский металлургический завод (будущий ДМК) активно восстанавливались и развивались. Как известно, уже через 26 дней после освобождения города завод дал первую сталь – при том, что фашисты перед уходом взорвали все основные агрегаты предприятия. После победы 1945-го восстановление Днепродзержинска активно ускорилось, также и завод стал выпускать продукцию рекордными темпами. Строились новые промышленные предприятия, заработала ГЭС, а восстановление города было полностью завершено к 1950 году.
С постоянным ростом числа рабочих мест, естественно, увеличивалось и население города. Все злободневнее становился вопрос дефицита жилья, все насущнее – проблема расселения людей. Необходим был новый четкий план застройки города. План, который утвердит и на реализацию которого выделит финансы руководство страны.
К середине ХХ века Днепродзержинском уже была занята вся центральная территория нынешнего Каменского. Получалось так, что путь дальнейшей застройке города с одной стороны преградили заводы, а с другой – плодородные земли Криничанского района. Вблизи последних расположился поселок Романково, который интенсивно застраивался индивидуальными домами. Кризисная нехватка площадей, необходимых для того, чтобы расширить границы города, грозила тотальным прекращением возведения жилья вообще. Перспектива строить жилые дома еще ближе к заводам исключалась и была недопустимой, в том числе – по экологическим причинам. Значит, строиться следовало за пределами города того времени. Все понимали, что нужно переносить за город или заводы, или жилые кварталы. Это понимание становилось все яснее и яснее с течением времени, особенно если учесть, что Генеральный план развития Днепродзержинска исчерпал себя еще в 1956-м. Требовалось разрабатывать новый план с перспективами до конца ХХ века. В его основание определенно должно было лечь использование под строительство жилья новых участков земли, на которых возведение жилых домов было бы наиболее целесообразным, рентабельным и безопасным.
Три варианта расширения
Тем не менее, несмотря на насущную потребность строительства новых массивов жилья, ни Киевское руководство, ни Московское не спешили с разработкой и утверждением новых планов строительства. В итоге наседать на столичных руководителей с большим усердием начал Николай Ктитарев, бывший фронтовик, 2-й секретарь Днепродзержинского горкома с 1961 года и председатель исполкома Днепродзержинского городского совета с 1963-го по 1981-й. Годами обивая пороги приемных высокопоставленных столичных чиновников, он таки убедил их, что Днепродзержинск в определенном смысле «забуксовал». Когда в Кабинете министров СССР поняли, что Днепродзержинск действительно требует расширения жилищных массивов, причем подальше от промышленных предприятий, в город прислали комиссию. Она изучала все нюансы различных перспектив и вариантов застройки.
Слева направо: Г.Кузнецов, первый заместитель председателя горисполкома; И.Новиков – заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госстроя СССР; Н.Ктитарев – председатель Днепродзержинского горисполкома в 1963-1981 гг.
Вариантов расширения границ города было несколько:
– расширение за счет участка земли за железнодорожной станцией Днепродзержинск-пассажирский;
– расширение в сторону с. Аулы;
– расширение города на левобережных территориях за с. Куриловка.
По сути, ни один из этих районов не подходил для строительства. Первый сразу же был признан наиболее затратным. Чтобы застроить территорию за ж/д станцией, пришлось бы убирать огромные массивы железнодорожного полотна – долгая, сопряженная с огромными трудозатратами работа, в то время как решение вопроса уже не допускало промедления. Левый берег в те годы представлял собой лишь степь: песчаные почвы, небольшие деревья, кустарник, поэтому застройка Левого также была оценена как слишком затратная перспектива. Среди трех вариантов застройки наиболее рентабельным казалось строительство жилых домов в Аулах.
Тем не менее, Ктитарев думал иначе и сумел убедить комиссию в своей правоте. Во-первых, в Аулах наблюдались оползни, что могло привести к разрушению потенциальных домов. Во-вторых, в случае строительства в Аулах, пришлось бы прокладывать транспортную магистраль от них до промышленных предприятий через часть поселка Романково, где были построены индивидуальные дома. Это значит, что придется их сносить, возмещать урон владельцам, плюс – моральная сторона вопроса.
Волобуев и Ктитарев. Взаимоподдержка ради города и завода
В то время, когда в Днепродзержинск начали приезжать столичные руководители в связи с перспективами строительства, на сцене событий появилась еще одна видная фигура. Ею был легендарный командир партизанского отряда под блокадным Ленинградом, директор металлургического завода с 1967-го вплоть до своей смерти в 1975-м Николай Волобуев. Он активно поддерживал Николая Ктитарева относительно выбора левобережного варианта, в свою очередь, убеждая столичных руководителей в необходимости строительства в заводе кислородно-конвертерного цеха. А для этого нужно было куда-то отселять жителей призаводского поселка, на месте и близ которого директор хотел построить ККЦ.
Итак, вариант строительства на левом берегу был принят как самый оптимальный, но финансирование строительства было невозможным до тех пор, пока не утвердят новый Генеральный план города, увязанный с новым пятилетним планом для страны на 1971-1975 годы. А до 1971-го года еще нужно было дожить. И тогда в 1969-м первый секретарь Днепродзержинского горкома КП Украины В.Добрик дал Ктитареву и начальнику СУ «Гидромеханизация» А.Лотову добро на подготовку (намыв) площадки под застройку левобережного жилого массива. Шаг – революционный, дерзкий, грозящий его инициаторам суровыми последствиями, если бы план все-таки не утвердили. Однако в 1971-м план был утвержден.
Согласование плана застройки левого берега с В.Щербицким
Также руководство города, действуя по принципу «ковать железо, пока горячо», смогло убедить столичную власть в целесообразности применить в строительстве наиболее современные проекты и планировку, что коснулось и школ, и детских садов, и, конечно, жилых домов, – чего стоит одно только то, что комнаты в двух- и трехкомнатных квартирах на левобрежье – раздельные.
Первый дом
В 1972 г. в работы по инженерной подготовке левого берега под жилую застройку было вложено более 20 млн. рублей. И 28 декабря 1972 г. (накануне 50-летия основания СССР) на 9-м микрорайоне был заложен фундамент первого жилого дома – 1-Г на будущем проспекте 50-летия СССР, переименованном в 2016 году в проспект Надднепрянский. В фундамент была вложена металлическая табличка, на которой выгравировано следующее: «Первый дом в левобережном районе Днепродзержинска заложен в ознаменование 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик».
Первый дом в левобережном районе Днепродзержинска
Комиссия приняла этот дом 30 декабря 1974 года – он был готов к эксплуатации. Дом, конечно же, отличался от своих правобережных собратьев, и не только планировкой. На его первом этаже находились ясли-детсад в расчете на 50 детей, имелись службы быта и службы эксплуатации. Первую школу на Левом – СШ №40 – открыли в 1975-м, а до тех пор левобережных школьников возили на правый специальным автобусом. Темпы застройки Левого были достаточно высокими. Микрорайон строили за микрорайоном, наряду со школами, детсадами, поликлиникой.
Осенью 1982-го был заложен левобережный парк. На его территории работали танцплощадка, летний кинотеатр, аттракционы, «чертово колесо». Позже в парке установили «киносамолет» – кинотеатр в салоне пассажирского авиалайнера. Правда, 1987-м, когда открылся «Мир», кинотеатр в парке закрыли, также убрали и киносамолет. Позже демонтировали «чертово колесо»… Несмотря на все это, левобережный парк остался местом отдыха для жителей Левого – тихим, спокойным местом, по аллеям которого приятно побродить в любое время года.
В строительство Левого вложил свою лепту и ДМК, позволив определенному числу своих работников строить лично для себя и своих коллег дома МЖК (молодежно-строительного комплекса). Работники получали чуть меньшую заработную плату и, вместо комбината, ходили на стройку. Когда стройка завершалась, работники вселялись в построенные ими квартиры, возвращаясь при этом к ежедневной работе на предприятии.
В планах застройки Левого были не только те микрорайоны, которые мы видим сейчас, но и другие. Мы знаем, что нет шестого, седьмого, восьмого микрорайонов, которые, тем не менее, планировалось построить. Однако с распадом СССР темпы строительства левобережья сильно упали, а затем строительство прекратилось вовсе.
5-й микрорайон возвели последним, однако строительство все равно осталось незаконченным: было много пустырей, зато мало асфальтированных дорожек, освещения, озелененных ландшафтов. Даже автобусной остановки на пятом микрорайоне не было долгое время.
Сейчас на левом берегу проживает около 80 тысяч человек. При поездке на правый они уже не набиваются, как селедки, в старый, идущий через Днепрострой автобус-гармошку №14, как это было в 90-х. Построены два моста, курсируют автобусы семи маршрутов. Так что из приведенного выше двустишья не «воплотились» на Левом лишь трамваи, которые должны были ходить по новому мосту. Что же касается экологии, то Левый – хоть и не самое чистое на глобусе место, но, в сравнении с Правым, по-прежнему считается экологически чистой зоной.
Мост через р. Днепр ночью
Когда Левый лишь заселялся, уже упоминаемый нами Николай Ктитарев показывал корреспонденту журнала «Огонек» сорванное на память объявление об обмене квартиры, в котором была фраза: «Левый берег не предлагать». В интервью корреспонденту Ктитарев сказал, что твердо верит – наступит время, когда жить на Левом станет комфортно и престижно. Однозначно, старый опытный председатель горсовета был прав. Сейчас цены левобережных квартир могут «проиграть» разве что ценам на квартиры в самом центре Правого – в районе, ограниченном квадратом улиц Шевченко, Москворецкой, Сачко и проспектом Свободы.
Читайте также: Мэр Каменского вручил награды победителям проектов «Бюджета участия»
Источник: 5692.com.ua