На сегодняшний день украинские печатные средства массовой информации переживают тяжёлые времена. Все они, в связи с реформами, перестали быть государственными. Но владельцами стали олигархи или трудовые коллективы, которые влияют на редакционную политику издания. Также повлиял карантин, многие газеты пропускают выпуски номеров или сокращают полосы, поскольку не имеют средств на печать, передаёт Информ-UA.
Свобода слова в Украине всегда ущемлялась. Причина тому – форма собственности средств массовой информации. До процесса разгосударствления многие контролировались государством. Остальные же находились в частной собственности и лоббировали интересы своих владельцев.
В Украине остро стоит вопрос безопасности журналистов. Неоднократно фиксируются случаи нападения на работников средств массовой информации.
К сожалению, в вопросе свободы прессы и свободы печати, я бы определил несколько врагов. В первую очередь, это физическая агрессия по отношению к журналистам. Национальный союз журналистов совместно с коллегами определили индекс физической безопасности журналистов. В прошлом году было зафиксировано 75 случаев применения силы к работникам средств массовой информации. В 2018 году было 86 таких случаев. С начала этого года – 30,
– рассказывает глава Днепропетровской областной организации Национального союза журналистов Алексей Ковальчук.
Такие ситуации остаются безнаказанными, рассказывает специалист:
Расследования убийств журналистов за длительные годы, начиная ещё с Гонгадзе, не происходит. Ничего так и не было сделано. В ноябре 2019 года впервые за 10 лет в Верховной Раде произошли по поводу этого слушания, но дальше так ничего и не произошло.
Попыткой очередного ущемления свободы слова эксперт считает скандальный законопроект о медиа, который предусматривал криминальную ответственность для журналистов. По факту, говорит Алексей Ковальчук, это была попытка ввести цензуру.
Также в Украине происходит политизация темы свободы слова.
К сожалению, в нашей стране многими политиками свобода слова оценивается как технология, а не демократическое благо. В Верховной Раде есть комитет свободы слова. Туда входит всего пять народных депутатов. Я бы сказал, что это какая-то декорация, а не комитет. Потому что он не работает. Политики используют тему свободы слова как лозунги, как пиар,
– говорит Алексей Ковальчук.
Журналистов чиновники не хотят воспринимать как четвёртую власть, всячески пытаясь препятствовать их деятельности, рассказывает эксперт:
Откровенно мы слышали от экс-главы Офиса президента заявление о том, что журналисты не нужны. И этот сигнал, к сожалению, был услышан на местах чиновниками. Мы видим, что игнорируются журналистские запросы, журналистские расследования. Формируется отдельная реальность. Журналисты и их аудитория живут отдельно своей жизнью, и отдельно, к сожалению, живут безответственные политики. И такое безразличие ослабляет, на мой взгляд, демократию в стране. Пресса не может совершать эффективно общественный контроль. И граждане не достаточно демонстрируют осознание миссии профессии журналиста, и отношение к средствам массовой информации в целом. Граждане показывают исключительно потребительское отношение к СМИ.
Проблемой журналистики эксперт называет и низкие зарплаты:
Украина, к сожалению, самая бедная страна Европы. И средства массовой информации являются или же дотационными, или бедными. Государственных СМИ почти не осталось. Владельцами являются либо трудовые коллективы, либо олигархи. Некоторые поддерживаются органами местного самоуправления. Закон о реформировании это не запрещает, механизм поддержки существует. Неплохо, что он есть, но мы же понимаем, что о какой свободе слова тогда можно говорить? СМИ зависит либо от владельца, либо от спонсора или инвестора. Журналистика перестала быть кормящей профессией. Потому что журналистские зарплаты, особенно в регионах, достаточно низкие. Это 4-6 тысяч гривен. А из-за карантина СМИ вынуждены были начать экономить, переводить работников на полставки.
Из-за этого часто в средствах массовой информации преобладает дезинформация.
Недостоверная информация, манипуляции, поверхностная непрофессиональная журналистика. Так как такая информация подрывает доверие к журналистам и средствам массовой информации в целом. Это отрицательно влияет на общественную жизнь. Борьбу с фейками должно осуществлять государство. Но мы сталкиваемся с такими случаями, когда чиновники используют методы дезинформации для борьбы с неудобными журналистами. Есть Кодекс журналистской этики, принципы, журналистские стандарты. Все журналисты знают теорию, как оно должно быть. Но здесь вспоминаем о том, что журналистика малооплачиваемая профессия. И вот, к примеру, журналист проводит расследование, что-то "накопал", но там каким-то образом появляется информация либо о спонсоре этого издания, или владельце. И что ему делать? И куда-то в социальные сети не выставишь, потому что это твой работодатель,
– говорит представитель Национального союза журналистов.
Алексей Ковальчук – главный редактор газеты «Вести Приднепровья». До того, как издание перестало быть государственным, оно подчинялось Днепропетровской государственной администрации.
Коллектив, и я, как руководитель, были загнаны в определённые рамки. Да, пробовали что-то отстаивать. Но всё было просто: или мы прославляем нашу власть, или ищем новую работу. Сейчас все издания стали частными. Но какая разница, владелец областная администрация, или какой-то олигарх? И у журналистов появляется цензура. Если у издания один владелец, это ещё хоть как-то. А когда владелец трудовой коллектив? Зарабатывают то на пиаре, на политической рекламе, и коммерческой рекламе. Коммерческой рекламы сейчас везде стало мало. Поэтому у нас преобладает политическая реклама, джинса – скрытая реклама. И здесь нужно поставить всех сразу. А когда делаешь критический материал, то нужно так, чтобы не зацепить всех владельцев. Редактор стоит перед выбором: совсем закрыть издание и разогнать людей, или работать в таком режиме. Это комплексная большая проблема нашего общества,
– рассказывает главный редактор.
Повлиял на печатные СМИ и карантин, рассказывает Алексей Ковальчук:
Хорошо, что у нас не закрылись газеты общественно-политического значения. Тяжело, но работаем. Конечно, подорвала та ситуация, что в связи с карантином запрещена продажа газет в розницу, кроме Укрпочты. Это очень ударило по нашим коллегам. Некоторые газеты пропускали издания номеров, потому что у них нет предоплаты, а только розничная торговля. А на издание нужны немалые деньги. Уменьшают количество полос газет, чтобы сэкономить на бумаге. Мы продолжаем работать, но очень сложно.
]]>