«Хочешь индексацию пенсий – поддержи пенсионную реформу!» - таков один из рекламных лозунгов нашего правительства. Этот призыв ежедневно звучит с экранов телевизоров для миллионов пенсионеров. С одной стороны – он пряник для тех, кто хочет увеличения пенсий. Вот и правительство обещает первую индексацию пенсий уже в октябре нынешнего года. С другой стороны – это угроза тем, кто против пенсионной реформы в предложенном варианте. Дескать, не поддержите – не будет индексаций.
Проблема в том, что правительство и сегодня обязано проводить индексацию пенсий на уровень инфляции. Это предусмотрено соответствующим законом, и касается не только пенсий, а всех видов доходов, включая зарплаты, стипендии, пособия и прочие выплаты.
Индексация пенсий должна проводиться правительством автоматически, как только уровень инфляции превышает 3%. Например, согласно официальной статистике, в 2014 году инфляция составила 12%, в 2015 году – 49%, в прошлом году – 14%. В нынешнем году – уже 16%. Но была ли правительством проведена соответствующая индексация пенсий, как это предусмотрено законом? Нет.
Нет никаких гарантий, что с принятием пенсионной реформы индексация пенсий будет проходить автоматически, как это обещают с экранов телевизоров. Потому что правительство в любой момент может отменить положенную индексацию собственным распоряжением, сославшись на дефицит Пенсионного фонда Украины. Что и происходит в последние три года.
Более того, предложенная правительством новая формула индексации пенсий еще хуже, чем действующая. Сейчас, если бы существующий закон выполнялся, индексация должна происходить на тот уровень инфляции, который зафиксирован статистикой. В реформе предлагают перейти на двойную составляющую индексации: половина от уровня инфляции (привязка к растущим ценам), а половина – от индекса роста средней зарплаты (попытка «осовременить» пенсии).
На практике мы получим следующую картину. За последние пять лет (2012-2016 годы) индекс инфляции составил 1,9. А индекс роста номинальных средних зарплат – 2,02. Если пенсию проиндексировать по существующему закону, то за пять лет она должна была вырасти на 90%. То есть, практически удвоиться. Если же пересчитать ее по новой формуле, предложенной правительством, то ее рост составит 101% – примерно на 10% больше, чем по нынешнему закону.
Казалось бы, новая формула выгодна. На самом деле, она работает только тогда, когда рост зарплат опережает или на таком же уровне, как и инфляция. Например, в периоды экономического кризиса этого не происходит. Так, в 2014 году инфляция была вдвое выше темпов роста зарплаты, а в 2015 году – в 2,5 раза выше. В эти годы реальная покупательная способность пенсий была бы меньше, чем при индексации на уровень инфляции.
Кроме того, для вычисления размера индексации пенсий мы брали номинальный рост зарплат, тогда как статистика ведет учет и реального роста средней зарплаты. И здесь картина совсем другая. Так, за последние пять лет реальная зарплата выросла всего на 0,1%.
Если вдруг в правительстве решат брать для расчета индекса пенсии показатель реальных зарплат, то никакого «осовременивания» пенсий не получится.
Еще хуже новая формула работает в долгосрочной перспективе, например, на протяжении 20-30 лет. Темпы инфляции на таком длительном промежутке времени в нашей стране катастрофические, и способны обесценить любые накопления взносов в Пенсионном фонде Украины. В итоге, к моменту выхода человека на пенсию, на его «накопительном» счету будут лишь бесполезные бумажки, на которые вряд ли к тому времени можно будет что-то существенное купить.
Таким образом, обесценивается не только смысл индексации пенсий на уровень инфляции, чтобы сохранить ее покупательную способность, но еще и идея накопительного уровня пенсионного обеспечения.