Как в Каменском создавали детский дом семейного типа

Яна и Александр Хлевные 6 лет назад приняли решение стать опекунами двух маленьких девочек – Ангелины и Саши, которых они взяли из детского приюта в Каменском. Сегодня в детском доме семейного типа (ДДСТ) семьи Хлевных – пятеро ребят. "5692" побывал в гостях у этой большой семьи и поинтересовался, как государство сегодня заботится о семейных детских домах, и как помогает приемным родителям.
Мама, папа, пятеро детей, кот, морская свинка и три улитки
Яна и Александр с детьми живут в частном секторе на Соцгороде. Небольшой уютный домик, во дворе много виноградников и огород.
Когда мы приехали к Хлевным, на пороге дома нас встречали Эля, Саша, Лина, Лера и самый младший восьмилетний Марк.
– Это наш любимый кот, а это вот морская свинка, а еще у нас есть большие улитки, – сразу же рассказал мальчик о семейных питомцах.
В доме, в котором живет семейство, очень уютно и красиво. На ярких стенах – самая настоящая выставка картин.
– Лина и Саша у нас любят рисовать, вот эта работа моя любимая, – показывает папа Александр на рисунок Ангелины, на котором она нарисовала улыбающуюся девочку.
Всего в доме четыре комнаты, две из которых детские. В той, которая побольше – живут девчонки, а в другой – обитает Марик, как его ласково называют домашние.
Родители большого семейства работают не только опекунами. У обоих – еще смены на заводе. Стараются, чтобы кто-то один обязательно был дома, с детьми. По словам Яны, ребята помогают по хозяйству. Есть график дежурства. Девочки и убирать помогают, и посуду моют, могут и обед приготовить.
Другая жизнь
– Детство у них было тяжелое, просили еду, воровали со стола хлеб, спали на старом матрасе, – рассказывает Александр, показывая фото сестер Ангелины и Саши, сделанное в детском доме. На фото две худенькие и бледные малышки с короткими стрижками.
– В приюте они оказались, когда младшей было 4 года, а старшей 6. Жили они там недолго, всего пару месяцев, а после попали к нам. Это было в 2011 году. Лина практически не разговаривала, а старшая Саша говорила плохо, все время разрывала слова. Поначалу с девочками было очень тяжело. Однажды, когда подвязывал на улице виноград, и девочки увидели у меня нож, они испуганно подбежали и спросили: «папа, ты точно нас не убьешь?». Как оказалось, все из-за их родной матери, которая их в свое время очень испугала.
Сейчас все это уже воспоминания из прошлой жизни, потому что теперь мы любим их как своих родных, – старается перейти с грустных воспоминаний на позитив Александр.
– У нас только бабушка хорошая была, конфеты нам покупала, – присоединяется к нашему разговору 12-летняя Саша. – А вот моя любимая кукла, мне ее папа с мамой на наше первое знакомство подарили. Пап, помнишь, как я тогда всех детей отгоняла, и кричала «это мои родители, они за мной приехали»!
– Когда мы уже девочек забрали, у нас произошел забавный случай. Яна была на работе, а я приболел, – вспоминает Александр. – Просыпаюсь, а девочек нет. Проверил все комнаты, посмотрел во дворе – пропали. Потом смотрю – идут, да еще и тащат огромный пакет из магазина. Потом до меня дошло, что накануне к ним приезжал дедушка и подарил 200 гривен. Вот они и решили сделать доброе дело – купить домой продуктов. Правда, колбасу стали есть еще по дороге, а сыр и вовсе где-то потеряли. Я тогда шутил, говорил Яне, мол, нас уже с тобою дети кормят.
В 2015 году семья стала больше еще на троих воспитанников, когда Яна с Сашей решили взять в семью мальчика:
– Это было спонтанное решение. Подумали, что было бы неплохо, если бы в семье появился мальчик, так мы и забрали Марка и его сестер, – рассказывает Александр.
У этих детей тоже было сложное детство, мама умерла от онкологии, а отец детей бросил. За ними смотрела старшая сестра Люда, которой было всего 14 тогда. Лере на тот момент было около 5 лет, а Марку 3. В итоге дети попали в приют, в котором жили два года, а после уже мы их забрали в семью.
Люда, когда школу закончила, сдала ВНО и поступила в Днепропетровский университет им. О. Гончара на факультет иностранных языков. Сейчас она живет в общежитии, а ее младшая сестра и брат – у Хлевных.
– Люда у нас хорошая, мы ее любим, – рассказывает ее сестра Лера, показывая фото с сестрой.
– Когда Люда переехала в общежитие, мы решили взять еще кого-то. Так в нашей семье этим летом появилась Эля, – рассказывает Александр.
– С Эличкой нам пока непросто, ведь она у нас недавно, – рассказала Яна. – Первые полгода всегда тяжелые. Нужно время, чтобы привыкнуть друг к другу, адаптироваться.
– В интернате ребятам не так много рассказывают об обычной жизни. Поэтому, они не всегда понимают, откуда в семье берутся деньги. В приюте их кормят, дают одежду, люди приносят подарки. Уже в семье мы объясняем им что, для того, чтобы что-то купить, деньги нужно заработать. Говорим о бережном отношении к вещам – продолжает рассказ Яна.
По словам Яны, на прошлой неделе Эля потеряла свой новый спортивный костюм в школе. Родители ей объяснили, что теперь придется на чем-то сэкономить, чтобы купить другой костюм. Для девочки это было явно неожиданно, и она очень расстроилась.
– Воспитывать пятерых детей – нелегко. Иногда и между собой ссоримся. Но потом все становится на свои места, – с улыбкой рассказывает Александр.
– Все они разные. К каждому свой подход нужен. Марк – очень активный, иногда учителя в школе жалуются на него. Но сейчас я уже себе другой жизни не представляю, хотя иногда тяжело бывает, – поддерживает мужа Яна.
Быть опекуном – задача не из легких
– Мы с мужем работаем посменно. Приходишь с ночи, пока дети в школе нужно успеть приготовить обед, убрать, и поспать хотя бы полчаса, – говорит Яна.
Яна показывает нам две мультиварки, которые называет своими помощниками:
– В одной готовишь первое, в другой – второе, не знаю, что бы я без них делала.
По словам родителей семейного детдома, государство помогает таким семьям выплатами в размере двух прожиточных минимумов на одного ребенка. Зарплату, как опекуны, получают и Яна с Александром.
Ремонт в доме они делали своими силами, автомобиль взяли в кредит. Льготы для таких ребят при поступлении в высшие учебные заведения – отменили.
– В магазинах все очень подорожало, собрать в школу одного ребенка в среднем обошлось в размере 6 тысяч гривен, а помимо школы нужно еще позаботиться о хорошем питании детей, оплатить коммуналку, – рассказывают родители.
– Спасибо Валентине Капинус, депутату нашего округа, которая выделила нам 2000 гривен на оздоровление детей, – рассказывают родители.
Проблемным для семьи стало и оформление субсидии. Для этого родителям нужно собрать справки о том, что биологические родители детей субсидией не пользуются. И только тогда, возможно, семья сможет на нее рассчитывать.
На предприятиях, где работают Яна и Александр, им выделяют для детей путевки. Благодаря чему, ребята несколько раз в году смогли отдохнуть у моря.
– Сначала путевку берет Яна на «Азоте», потом – я у себя, а третья – социальная, – рассказывает Александр.
Модельер, ветеринар и даже будущий мэр
Когда наше чаепитие в гостях у семейства Хлевных подходило к завершению, мы спросили у ребят, кем они хотят стать, когда вырастут. – Я хочу стать модельером и жить во Франции, люблю рисовать одежду рассказала о своей мечте Ангелина.
– А я хочу стать ветеринаром или врачом, – добавила Саша.
– А Марик хотел стать мэром, – рассказала о планах брата его сестра Лера.
Лера с Элей пока не знают, чем будут заниматься.
Наверное, не так уж важно, какие профессии выберут эти ребята. Самое главное, что сегодня они растут в семье. Знают, что такое уют и тепло, знают, что такое любовь близких людей, даже если это и не родные родители. Поэтому этот общий дом, который собрал под одной крышей и детей и родителей, и сегодня и через несколько лет будет объединять их своим теплом, своей заботой и своей любовью.

Эля и Лера (справа) занимаются вокалом

Лина изучает французский и английский языки

Саша (справа) любит рисовать. Эту доска она расписала сама

Сегодня в детском доме семьи Хлевных живет счастье