О политических играх, экологии, финансировании городских программ, коммунальной собственности и бизнесе «5692» поговорил с Олегом Захорольским, депутатом облсовета от «БПП», экс-мэром Каменского и основателем крупного лакокрасочного предприятия «ЗИП».
В 2006 году Олег Захорольский с первой попытки выиграл выборы городского головы Днепродзержинска. В те годы большинство в горсовете составляли депутаты «Партии регионов», а когда кресло премьера занял Виктор Янукович, наладить контакт с центральной властью стало довольно сложно.
Подконтрольный «регионалам» горсовет не собирался на сессии по три месяца, указывая, что причина – в партийности мэра. Оставалась надежда решить эту проблему путем городского референдума об отставке горсовета. В его поддержку собрали 28 тысяч подписей горожан. Однако было очевидно, что даже по итогам досрочных выборов, вряд ли получится сменить партийность большинства депутатов горсовета. Так, проработав на должности мэра чуть более года, Захорольский покинул пост по собственному желанию. Официальной причиной отставки он обозначил отсутствие «эффективных возможностей отстаивать интересы общины в условиях, которые сложились». Однако полностью политику Олег Иванович не оставил и уже второй созыв подряд представляет Каменское в областном совете.
Нужна децентрализация
– Сегодня не жалеете, что десять лет назад оставили кресло мэра Днепродзержинска?
– Я задавал себе этот вопрос и, отвечая на него, говорю: я ведь в кресло мера садился не для того, чтобы ходить на парады или чтобы меня показывали по телевидению. Меня эта должность интересовала с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет. После того, как я попробовал эти возможности, ко мне пришло понимание, которое сегодня не изменилось: в существовавших тогда условиях, я не смог бы сделать всего, чего мне хотелось, это было просто невозможно. У нас и сегодня, в принципе, не то самоуправление, когда можно что-то реально изменить. А я шел на пост мэра за изменениями, а не за почетом и привилегиями. Поэтому, я абсолютно не жалею о своем решении.
– Вы говорите о том, что не было возможности внедрять в жизнь свои инициативы. А что Вам хотелось изменить в городе?
– Чтобы что-то изменить на местном уровне, нужно, чтобы все вопросы, связанные с жизнедеятельностью города, решались на местах, а не в Киеве. Например, ДМК: мы видим, что происходит сегодня с точки зрения экологии, но, поверьте, даже если вам очень захочется что-либо изменить, до тех пор, пока в стране правит не судебная власть и не законы, а политика и кумовские отношения, все будут заложниками чужих интересов. Это касается и «Горводоканала», и электросетей, и системы образования, медицинских услуг, пенсионного обеспечения и всех других сфер жизни людей. Да, процесс децентрализации происходит, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.
– Вы видите выход из сложившейся ситуации в децентрализации?
– Да, только так. Более того, когда мы говорим о децентрализации, то можем вкладывать разный смысл в это понятие. Но, по большому счету, здесь все довольно просто: все, от чего мы зависим на местах, должно решаться здесь. Должны быть открытые рынки, должна быть конкуренция. А этого ничего нет: в Украине не созданы конкурентные рынки, нет условий, в которых мы будем самодостаточными, сможем самостоятельно управлять и пользоваться результатами нашего труда.
– Сегодня многие политики утверждают, что страну спасет национализация.
– Я считаю, что нужно думать не о прошлом, а о будущем. Возьмите наш металлургический комбинат, коксохимы, другие городские предприятия и скажите, какое из них сегодня процветает? Таких нет. А все потому, что они достались за бесценок тем людям, которые не в состоянии этим управлять. В то же время, мы видим успешные бизнес-проекты, которые, в принципе, и составляют основу экономики. Приведу пример: ранее «Укрпочта» была абсолютным монополистом на рынке. А сегодня мы видим конкурентов, предоставляющих те же услуги, но более качественно – это и «Интайм», и «Новая почта» и другие. Теперь выбрать удобный для себя вариант – не проблема. Это пример того, как бизнес развивает любую отрасль, в которой находит свое применение.
О политике и кулуарщине
– Почему Вы решили вернуться в политику?
– Я ее и не покидал. Первый раз стал депутатом горсовета в 1998 году. И с того момента не было ни одних выборов, в результате которых я бы не избирался. Учитывая свой опыт, скажу, и со мной согласятся многие депутаты всех уровней, что политика государства сегодня определяется только Верховной Радой. А депутаты областного и городского уровней – это, по большому счету, фикция.
– Достаточно ли у Вас сегодня полномочий, чтобы продвигать на уровне области какие-то местные проекты, лоббировать интересы каменчан?
– Вопросы, связанные с продвижением каких-либо местных интересов в области можно решать при одном условии: если у вас существует тандем с местными органами власти.
– У Вас существует?
– У меня хорошие отношения с городским головой. И если горожане посмотрят, то в последнее время все изменения, которые происходят в городе – а сделано многое – это результат нашей совместной работы. Я не хочу вешать на себя медали, прежде всего потому, что, в первую очередь, это заслуга городского головы. Но поверьте, в области мы делаем все, чтобы о Каменском не забывали.
– В прошлом году облгосадминистрация постановила выделить из областного бюджета более 50 млн. грн. целевых денег на развитие и благоустройство Каменского. Часть запланированных проектов уже выполнена. Какие проекты будут финансироваться в 2018 году?
– Насколько знаю, большие деньги заложены на реконструкцию сетей КП «Горводоканал» и ремонт дорог. Моя задача – сделать так, чтобы финансирование пошло на город, а как оно будет здесь выполняться, скажу честно, у меня не хватает ни рук, ни ног, ни времени, чтобы проследить еще и за этим процессом.
– Когда анонсировали масштабную реконструкцию Центрального городского парка, область обещала профинансировать все работы – это около 59 миллионов гривен. В итоге, чтобы открыть парк, львиную долю денег городу пришлось оплатить из собственного бюджета, в ущерб другим программам. Вы знаете, почему так получилось?
– Не все можно объяснить. Я не хочу лить воду на мельницу, которая сегодня и так крутится не в том направлении. У меня есть большие вопросы к ответственности тех людей, которые управляют областным бюджетом и его распределением. Я думаю, что существует некий «институт смотрящих» – это люди, которые принимают решения, но при этом не уполномочены этого делать. Существует своя борьба, и это уже не дело местных властей – это скорее большая политика и кулуарщина. Я знаю больше, чем могу сегодня рассказать, но скажу одно: делаем все возможное, чтобы все было хорошо. Более того, это не те вопросы, которые стоит обсуждать людям, которые в этом не разбираются.
– Но в любом случае все эти проблемы – не секрет для общественности. Они активно обсуждаются в соцсетях и обществе.
– Мы живем в таком государстве, где, по определенной причине, существуют ставленники на разных уровнях, которые управляют ситуацией, не имея на это никаких законных полномочий. Такая же ситуация и в Днепропетровском областном совете. Мне это не нравится, но все зависит от отношения местных властей с представителями власти на высоком уровне.
– Какие насущные для Каменского вопросы Вы поднимали или планируете поднять в облсовете?
– Самый животрепещущий вопрос – это экологическое загрязнение атмосферы в Каменском, прежде всего металлургическим комбинатом. Существуют областные программы, которые согласовываются между обладминистрацией и большими загрязнителями по природоохранным мероприятиям. На моей памяти – а я второй созыв в области – всякий раз эти программы перекладывали сначала до 2014 года, потом до 2017 года и так далее. А тем временем, летит оранжевый дым и графит сыплется нам на голову. Я думаю, что если бы в стране была политическая воля и судебная власть, и работали бы законы, а не кумовские отношения владельцев предприятий с властьимущими, мы бы жили в других условиях. Я думаю, что все начинается сверху, от политической воли президента. Хотя я член областной фракции «БПП».
Коммунальное - частникам
– Как оцениваете работу нынешней городской власти?
– Могу сказать, что нынешняя городская власть - самая эффективная на моей памяти. Я уверен, что был бы гораздо худшим городским головой в нынешних условиях, чем Андрей Белоусов. Во-первых, он после ВУЗа сразу попал в коммунальную сферу, прошел весь институт от начала до конца, знает, откуда ветер дует и использует это во благо города. А во-вторых, у Андрея очень удачный возраст для мэра. Между тридцатью и сорока годами – самое удачное время для развития карьеры, это возраст созидания. Я не хочу сказать, что у меня нет претензий к городскому голове, но для того, чтобы об этом судить, нужно знать намного больше информации, чем доступно простому обывателю. И в существующих условиях, о которых мы не все можем знать, я думаю, что он очень эффективно руководит городом.
– По Вашему мнению, какие первоочередные задачи должны ставить перед собой нынешние управленцы?
– Нужно сделать так, чтобы как можно больше частного капитала, частной инициативы пришли в структуры, связанные с коммунальной собственностью. Городу не нужны коммунальные предприятия. Ведь любое из таких предприятий все равно всегда работает в интересах тех лиц, которые управляют либо принимают решения. Они должны быть переданы в частную собственность, должна быть конкуренция. Тогда не будет убыточных городских предприятий, которые постоянно вынуждены дотировать из бюджета. Все знают, кто в городе успешно и эффективно занимается зеленым хозяйством, перевозками и т.д. Стоит отдать эти сферы таким компаниям и пусть работают. Проще провести тендер и купить у них услуги. Я думаю, что на этих вопросах и нужно сконцентрироваться нынешним управленцам.
– Сейчас городская власть активно взялась за городскую инфраструктуру – ремонтируют парки и фонтаны, восстанавливают освещение. Это плюсы, которые отмечают многие жители нашего города. Однако есть и те, кто считает, что такие крупные суммы стоило бы потратить на более насущные проблемы – ремонт жилого фонда, дорог. На Ваш взгляд, насколько выдержан этот баланс?
– Во-первых, всегда найдутся недовольные, это нормально. Но с другой стороны, посмотрите, сейчас отремонтировали улицу Широкую ровно до здания «Горводоканала». Дальше – кошмар. Улица Ликарняна – там просто нельзя ездить. Но туда почему-то не доходят руки. Так будет до тех пор, пока приоритеты определяет один или два человека, сидящие в кресле, а не община. Скажите, мы разве хоть когда-нибудь обсуждали с жителями города протяженность транспортного маршрута или, какие улицы, в первую очередь, ремонтировать, какие здания? Вся власть остается в кабинетах и это печально.
– Какой выход видите?
– Только демократизация общества, власть на местах, децентрализация. Должны создаваться и финансироваться действенные структуры: домовые комитеты, территориальные общественные организации и т.д. Нужно, чтобы люди тоже проявляли инициативу. А мы привыкли, что Советский Союз всегда думал и решал все за человека: когда ему идти в школу, на работу, получать комнату в общежитии и т.д. У людей осталось это ожидание, что за нас кто-то все продумает, решит и сделает. Поэтому у нас никто не спрашивает, а власти сами решают, какую проблему решать. До тех пор, пока эти все решения будут приниматься непрозрачно, до тех пор и будет такая ситуация.
О бизнесе
– В 90-х Вы построили свой бизнес практически с нуля. Насколько сложно сегодня, по Вашему мнению, начинать новый бизнес в Каменском и как сложно будет его развивать?
– Вообще никогда не было удачного времени для создания бизнеса. Простой пример: вы решили построить новое предприятие, создать рабочие места. Вы этого не сделаете. Потому что процедуры, которые существуют и, которые изобретены не в городе, не позволяют это сделать нормально и быстро. Но, конечно, наши люди приспособились и каким-то образом решают эти вопросы. Что касается контролирующих органов, то если ты будешь делать все по закону, ничего не получится. Предприятие регистрируется один раз, а потом в течение всего времени руководители борются с государством, а не занимаются бизнесом. Поэтому получается такая ситуация, что бизнесмен - постоянный заложник ситуации, постоянно конфликтует с законом, потому что сначала делает, а потом оформляет, сначала создает, а потом делает нормативную документацию.
– Вы тоже заложник?
– Чем старше я становлюсь, тем больше я отделяю истинные ценности от суеты. Сегодня, к сожалению, у меня работает меньше сотрудников, чем раньше, но работают они в лучших условиях. И если бы были возможности, то у меня есть много интересных, с моей точки зрения, проектов. Но я могу, только то, что могу и, поэтому развиваюсь, строюсь, реконструируюсь, вкладываю деньги. Верю, что у нашей страны есть будущее, потому что есть большой потенциал. Поэтому я с удовольствием все то, что зарабатываю, вкладываю здесь, в Каменском: в тот же асфальт, в тот же бетон, забор, станки, новое оборудование. При этом я понимаю, что стоимость того, что я сегодня строю – ниже тех денег, которые я в это вложил. Но я очень надеюсь, что те успешные бизнесы, которые находятся сегодня в Украине, в будущем и вытянут ее из кризиса.