Валентина Капинус: “Дружбы между каменским депутатами нет”

О политической атмосфере в Каменском, проблемах и достижениях нынешней городской власти, общедомовых газовых счетчиках, а также о декоммунизации и АТО на Донбассе «5692» поговорил с одной из самых ярких женщин Каменского горсовета, депутатом-коммунистом из фракции «Оппозиционный блок» Валентиной Капинус.
«Как пауки в банке»
Рабочий кабинет Валентины Капинус, начальника абонотдела Баглейского района КП «Горводоканал», сотрудники называют «комнатой релаксации». Действительно, атмосфера в маленькой комнате достаточно уютная: практически все стены увешаны детскими работами – картинами, панно и аппликациями. Валентина Ивановна с гордостью показывает подарки от своих подопечных, учеников школ, находящихся на округе депутата. Когда Валентина Капинус говорит о детях, меняется не только тема нашего интервью, меняется ее голос и взгляд. С особым теплом она рассказывает о воспитанниках Территориального центра для детей, больных ДЦП.
– Вы представляете, как они делают эти поделки? Своими ручками, которыми им очень сложно работать. Так хочется им помочь…
– Поэтому Вы и решили стать депутатом?
– Я депутат уже не первый созыв и раньше всегда проходила по мажоритарке: как правило, голосовали за меня, а не за партию. И сейчас мы шли на выборы вместе с «Оппозиционным блоком», хотя я никогда не отказывалась от своих убеждений и продолжаю представлять Коммунистическую партию Украины. – Но ведь Компартию в Украине запретили? – Я горжусь тем, что всегда представляла Компартию Украины, и сегодня не собираюсь отказываться от своих убеждений и вступать в какую-либо другую партию. И мои избиратели меня поддерживают.
– Вы – достаточно опытный политик, работали в депутатском корпусе при разных мэрах и власти. Как сегодня можете охарактеризовать политическую атмосферу в Каменском?
– Если говорить о нынешнем депутатском корпусе, то охарактеризовать его можно одним украинским словом – «жах». Дружбы между депутатами нет. Все прошлые созывы, несмотря на то, что депутатов было больше, они были дружны. Я перед первой сессией всем говорила: «Давайте не смотреть, кто под каким знаменем находится, от какой партии. У нас одна партия: под названием Днепродзержинск. Не надо смотреть, что делают лидеры наших партий, нам нужно работать: помогать людям, делать добро, сеять хорошее и прекрасное в городе». Раньше ежемесячно у нас был депутатский день, мы выезжали на предприятия: «АЗОТ», «Горводоканал», цементный завод, ТЭЦ, университет. Мы знали, чем живет город. Сейчас этого, к сожалению, нет. Каждый косится, хочет кого-то подколоть, ущипнуть, неблагоприятная обстановка у нас. – Как считаете, с чем это связано – с конкуренцией между политическими партиями или с личной неприязнью между депутатами? – И то, и другое. Зашел «молодняк», который абсолютно равнодушен к городу, к нашим предприятиям. Возьмите хотя бы Олянюка (Александр Олянюк, глава фракции «Самопомощь», – прим. ред.) или депутатов, которые представляют ДМК, кроме Олега Нагорного. Если они проголосовали за поддержку блокады на Донбассе, которая повлияла на работу ДМК, от которого зависит практически весь город, тогда о чем можно вообще говорить? Они все кричали, что нужно снести памятники Ленину и Дзержинскому, теперь вцепились за бюст Брежнева и переименование улиц. Ну и что? Сняли мы Ленина и Дзержинского, жить стало лучше в городе? У нас поднялись зарплаты, стали достойными пенсии, лечение стало бесплатным? За все теперь платить нужно еще больше, стало только хуже. Народ уже не то, что в яме, а в пропасти, люди доведены до отчаяния. Приходят ко мне на прием, просят деньги, у них даже на кусок хлеба нет. Приходят и старушки, и молодежь, потому что работы нет, заводы продаются, режутся на металл. Это неправильно! А многие депутаты, которые зашли в горсовет, ничего в жизни не видели. Молодежь, только и говорят за переименование улиц, а чтобы реально помочь городу, такого желания нет.
– То есть, взаимопонимания между депутатами нынешнего созыва нет?
– Первые два-три месяца они сдружились между собой на почве неприязни к «Оппоблоку». А теперь как пауки в банке едят друг друга. Я сразу сказала нашим ребятам из «Оппозиционного блока», что я уже в горсовете не первый созыв и в курсе дела, как будут развиваться события. Так все и случилось, вы же видите, начинается: отзыв депутатов, тот того «ест», тот из одной комиссии хочет перейти в другую… У нас раньше никогда такого не было! Если был назначен в комиссию, значит, работаешь и приносишь пользу людям. А то, что сегодня происходит – это неправильно.
– Как считаете, какие первоочередные задачи должны сегодня решать депутаты горсовета?
– Во-первых, нам нужно всем объединиться и смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Мы должны помогать мэру, делать лучше и краше наш город. А не так, что каждый тянет на себя одеяло. Вы же посмотрите, в основном все бизнесмены зашли. Каждый хочет выиграть тендер, получить свой пай. А что это принесет городу? Может быть, другая компания это бы сделала дешевле, но это никого не интересует. У меня ничего нет и никогда не было: ни лоточка, ни кусочка земли, поэтому мне абсолютно безразлично, кто выиграет тендер, лишь бы сэкономленные деньги можно было пустить на что-то другое. А у нас добрая половина депутатов «хапуги» и гребут под себя.
– А Ваши избиратели, с какими проблемами обращаются чаще всего?
– Проблемы в основном материальные. Потому что течет крыша, никто ничего не делает. Люди просят деньги хотя бы на материалы, чтобы провести работы самостоятельно. Те же канализационные стоки в подвалах. В последнее время, почему-то, Аварийная служба отказывается выезжать убирать эти стоки. Приходится нанимать людей со стороны, а это тоже деньги. Много людей приходит с онкологией: мамы с детьми, молодые парни, я не могу им отказать. Даже приезжали ко мне с левого берега, Карнауховки, Черемушек, и я помогаю, хотя это и не мой округ. Уже все деньги депутатские раздала и отчиталась. Теперь могу с чистой совестью посмотреть в глаза и сказать, что не могу вам помочь, денег нет.
О союзниках и оппонентах
– Как охарактеризуете внутрифракционные отношения в местном «Оппозиционном блоке»? В вашей фракции работают разные депутаты: из Компартии, бывшей «Партии регионов». У депутатов есть единое мнение во время голосования?
– Первый месяц, как только зашли в горсовет, мы друг друга не знали, притирались, знакомились. А теперь у нас нормальная, дружественная обстановка, мне нравится. Марина Гурская – умелый руководитель, Сергей Павлюк активно ведет работу. У нас очень хорошие ребята, самые лучшие! (смеется).
– Кого из депутатов других фракций Вы могли бы назвать вашими союзниками в горсовете?
– Сейчас не очень много союзников, но есть единомышленники в некоторых вопросах. Например, против переименования города и улиц, и за то, чтобы не трогали бюст Брежневу с нами были солидарны и Сергей Коваленко, и Марина Сахно, и Олег Нагорный. Я считаю, что это нормальные люди.
– А кого бы назвали оппонентами?
– У меня лично в горсовете вообще оппонентов нет. Но я считаю, что в корне неправильно ведет себя Олянюк, который не посещает заседания комиссий и не ходит на сессии. Неправильно ведет себя и Юлия Поливода. Она молодая, не видела жизни, но голосует черт знает как. Считаю, что неправильно поступает и Максим Приступа. Он изначально был в нашей гуманитарной комиссии, потом ему не понравилось рассматривать школы и садики, он перешел в другую комиссию. Ну и, естественно, «свободовец» Игорь Максимович. Националисты голосуют по принципу – чем хуже, тем лучше. Как он хвастался тем, что они на въезде в город выездную группу «Днепродзержинск» поменяли на «Каменское». А оказывается, это стоило не лично его энтузиазма, а 50 тысяч гривен бюджетных денег. Вот вам и вся идея.
Вышиванка – не патриотизм
– Как ярый противник декоммунизации, что думаете по поводу спорного вопроса о цитате Ленина на памятнике Прометею? Его не смогли решить на июньской сессии, теперь будут рассматривать в августе. В сессионном зале звучали предложения убрать цитату Ленина целиком или же оставить слова, но убрать подпись Ленина.
– Предлагали также оставить цитату и подписать вместо В. И. Ленина – В. И. Капинус (смеется). А если серьезно, то дело в том, что закон о декоммунизации многие так и не дочитали до конца. И если вопрос по Прометею снова вынесут на сессию, я выйду и зачитаю всем этот закон. У меня на руках есть указ Порошенко, где написано, почему Прометей трогать нельзя. Пока не хочу открывать все карты, вернемся к этому вопросу на сессии.
– Остается открытым и вопрос по бюсту Брежнева, который объявили экспонатом музея под открытым небом. Но Институт национальной памяти назвал такое решение профанацией.
– У нас есть решение сессии, за которое проголосовали большинство депутатов, чтобы сделать музей под открытым небом. Я считаю, что это правильно, ведь историю нельзя забывать. И в Германии бюст и барельефы Гитлеру стоят, и в других странах правителям, которые считались людоедами и убийцами. Был у нас такой генсек и мы должны гордиться этим. О нем знал весь мир. Я в прошлом году была в командировке в Белоруссии на всемирном конгрессе «Женщины за мир». Когда у меня спросили, откуда вы, и я сказала, что из Каменского, то никто не узнал наш город. Но когда сказала, что это бывший Днепродзержинск, все сразу же вспомнили, что это же родина Брежнева. Оказывается, его знает весь мир. Ведь Брежнев всем помогал: он кормил и Кубу, и Кувейт, и Индию и всем хватало. Вот сейчас многие спрашивают у меня: вы тоскуете за колбасой по рублю? Да, тоскую! Потому что она была из натурального мяса, а сейчас за сто рублей и неизвестно что накручено там. И ГОСТы раньше соблюдались, и люди бесплатно лечились, и образование было бесплатное, и никаких поборов в школах не было.
– Оппоненты Вашей точки зрения утверждают, что раньше не было национального самосознания, и сегодня возрождается не только страна, но, в первую очередь, украинская нация.
– Я скажу, что это неправда. Жаль, что я не взяла свои детские фото, где я еще с трех лет в украинском костюме. Это сейчас говорят, чтобы одевали вышиванки и поддерживали национальный дух. А я вышиванку носила еще в три года – это, во-первых. А, во-вторых, даже если депутаты пришли в вышиванках на сессию, это не значит, что они патриоты. Если патриоты, то пусть пойдут на передовую и повоюют, защитят наших женщин, стариков, детей, а не тут кричат за блокаду и остановку заводов. За 50 тысяч гривен поменять название города – на этом весь патриотизм наших депутатов и заканчивается. Это не патриотизм, а популизм.
– А что в Вашем понимании патриотизм?
– Патриотизм был во время Великой Отечественной войны и когда была Афганская война. Люди шли туда без денег. А сейчас добровольцы в основном идут воевать не бесплатно, а за деньги. Мало кого призывают из военкомата, в основном в зону АТО идут, чтобы заработать. Некоторые из них занимаются мародерством, убивают, забирают машины, грабят дома (редакция не разделяет такую оценку – прим. ред.). Я этого патриотизма не понимаю. Почти 20 лет я возглавляю каменскую организацию «Жінки за майбутнє дітей України». Мы с детьми ездим к ребятам-АТОвцам в госпиталь, в больницу им. Мечникова. Мне очень жалко, что они погибают за капитал нашего президента и премьера. Они не защищают прямо нас, людей, они отстаивают бизнес и миллионы президента и его окружения. Жалко, что за это они погибают и становятся калеками. К сожалению, они никому не нужны. Вся поддержка – только на бумаге. Это еще Андрею Белоусову надо отдать должное, что он старается им как-то выделить жилье, землю под гаражи, садоводчество, а другие не очень переживают. Все равно всем не помогут, даже если захотят. Только у нас в городе их около тысячи. Каждому нельзя выделить ни квартиру, ни машину, ни гараж, просто физически неоткуда это взять. Они молодцы, они умницы, я их уважаю всех. Мы были с концертом в Гвардейске, где стоит наша воинская часть. То ребята приехали на пробитых бронетранспортерах, на танках и сказали: «У нас уже терпение лопается, мы, наверное, отремонтируем эту технику и пойдем на Киев». Война кому-то нужна, это чьи-то деньги. С обеих сторон гибнут люди, старики, дети, женщины, сколько людей лишилось крова и работы, это неправильно. Но я надеюсь на лучшее, я оптимист, несмотря на то, что мне уже седьмой десяток, я держусь и верю в лучшее. Так что броня наша крепка и танки наши быстры. Я надеюсь, что мы победим и разум восторжествует. Победа будет за нами!

Валентина Капинус показывает поделки, подаренные воспитанниками Территориального центра для детей-инвалидов.

Валентина Капинус на вечеринке в стиле Гэтсби, организованной "Оппозиционным блоком".