Синод епископов Украинской Греко-Католической церкви выдал специальное послание к верным греко-католической церкви и священникам, о том, как трактовать грех коррупции в тайне исповеди. «Город» пообщался с представителями разных конфессий и разузнал, какие еще современные привычки и явления можно считать грехом.
Страшный грех – коррупция
По словам отца Игоря Пагулича, настоятеля прихода Преображения Господнего Украинской Греко-Католической церкви в Каменском, коррупция – это враг номер один в Украине. Взяточничество – это поступок, за который человек, в первую очередь, несет определенную моральную ответственность.
– Пока на востоке у нас идет война, другая – внутренняя проблема – разрушает общество изнутри. Церковь Господня – это как голос совести для общества и она говорит, что коррупция – это грех. Под коррупцией нужно понимать и тот случай, когда человек принимает взятки, и когда их дает, чтобы получить определенную выгоду, – говорит Игорь Пагулич.
Отец Игорь считает, что люди обязательно должны осознать, что коррупция – опасность национального масштаба, поэтому так важно каяться во взяточничестве и меняться:
– Бывает, человек ходит в церковь, ставит свечки, молится и не понимает, что он грешит, давая взятки, например, в сфере образования или медобслуживания, в суде. В обращении синода епископов сказано, что священники во время исповеди должны говорить о данной проблеме, спрашивать, не принимал ли человек участие в коррупционных схемах, не давали ли взятку.
Однако, по словам отца Игоря, одного покаяния недостаточно. Если человек, получив или дав взятку, навредил другим людям, то он должен попытаться это исправить, иначе данное покаяние не будет до конца искренним.
– Наше общество никогда не изменится, если мы не начнем меняться сами. Люди постоянно говорят о коррупции во власти, правоохранительных органах, но, в первую очередь, нужно спросить у самого себя, сколько я давал взяток? Прежде, чем обвинять других, нужно заглянуть в свое сердце, – считает Игорь Пагулич.
На фото: Игорь Пагулич.
Такого же мнения придерживается и настоятель Казацкой церкви Святой Покровы Украинской православной церкви Киевского патриархата в Каменском, иеромонах Феодосий Алисов.
– Мы привыкли кричать, что нас грабят. Но посмотрите: например, простой человек работает секретарем где-то в офисе и хоть пачку бумаги, но заберет домой. А виновато правительство. Коррупция не появилась сразу же на высшем уровне, а выросла понемногу из низов. Мы сами показали полицейским и врачам, как надо брать взятки. Наша проблема в том, что мы не хотим меняться, а хотим, чтобы поменялся кто-то другой. Все хотят побороть коррупцию, но, в то же время, все хотят быстро решать свои проблемы с помощью кума, – говорит Алисов.
ЭКО и суррогатное материнство
Стать родителями, прибегнув к искусственному оплодотворению или суррогатному материнству, церковники не считают смертным грехом, однако, и не приветствуют такие методы.
– Появление ребенка в семье всегда воспринималось как дар Божий, а отсутствие детей – как отсутствие благословения, – рассказывает Феодосий Алисов. – Например, родители Пресвятой Богородицы или Иоанна Предтечи, которые долго были бездетными, не просили кого-то родить им ребенка, а молились. У меня есть знакомые, которые очень переживали из-за отсутствия детей и утешение нашли только в церкви, работали над своим духом и верой, и в скором времени у этой пары будет ребенок. В этом и есть промысел Божий.
На фото: Феодосий Алисов.
В то же время, бытующее в миру мнение о том, что ребенок, зачатый искусственным путем или выношенный суррогатной матерью, лишен ангела-хранителя, священники отрицают.
– У каждого не крещенного человека априори нет ангела-хранителя, – говорит Феодосий. – Его мы принимаем тогда, когда отрекаемся от лукавого: либо это делают в раннем возрасте крестные родители, либо уже человек самостоятельно в зрелом возрасте.
Интернет во благо
Священники говорят, что само пользование интернетом и соцсетями не является греховным, если только использовать их во благо. Можно сообщить хорошие новости или поделиться идеей, но стремление фиксировать малейшие проявления своей мирской деятельности и демонстрировать их напоказ — это современная форма тщеславия.
– Нынешнее время можно назвать временем информационной и духовной войны, – говорит Феодосий Алисов. – В интернете вы можете найти полное собрание святых отцов и информацию о том, как вызвать темных духов. Если вы пользуетесь интернетом во благо, для развития души, тогда ничего плохого в этом нет. Но если просто сидеть и любоваться котиками, то это – бессмысленная трата драгоценного времени и, по сути, грех.
– У нас появились новые способы передачи информации, но заповеди Божьи остаются неизменными. Одна из них – не лжесвидетельствуй, не говори неправду на ближнего своего – это касается распространения не правдивых новостей, – считает отец Игорь Пагулич.
Кстати, большинство современных священников имеют собственные странички в популярных социальных сетях. Иеромонах Феодосий говорит, что это явление называют апостольством 21 века:
– Две тысячи лет назад апостолы проповедовали на крышах, сейчас же на крышу не полезешь, никто тебя слушать не будет. А с помощью интернета мы проповедуем людям, несем слово Божье.
Сепаратизм – не новость
Представители разных христианских конфессий едины во мнении, что нынешние грехи – далеко не новые.
– Время новое – грехи старые: зависть, воровство, сокрытие преступлений, вранье, – говорит архидиакон Макарий Тарасов, секретарь епархиального управления Украинской православной церкви Московского патриархата. – Все грехи старые, назовите их хоть каким словом, суть от этого не меняется.
На фото: Макарий Тарасов.
– Актуальное сегодня слово – сепаратизм – это тоже большой грех, однако, далеко не новый – считает Феодосий Алисов. – Ведь и раньше были дезертиры, которые предавали свою армию, были народные полицаи, армия Власова – люди, которые предавали Родину и шли воевать на другую сторону. Сейчас это просто называют новым словом.
Феодосий Алисов говорит, что сепаратизм считается грехом, прежде всего, из-за отсутствия любви – нарушения главной заповеди Христа:
– Христос учил: возлюби ближнего и возлюби Бога. Разве наше государство, наши земляки нам не ближние? А когда мы живем в Украине и потом вдруг решаем, что где-то нам будет лучше – это предательство. Научитесь в первую очередь строить свое. Тогда не будет ни сепаратизма, ни коррупции, ни проблем с языком. Неверно жить в государстве и не уважать его. Мы часто ругаем нынешнюю власть. Но вспомним слова из Библии: «Каждый народ достоин правителя своего».